Речевые игры с малышами. Речевые игры картотека по развитию речи на тему Пальчиковые и жестовые игры

Игры для развития речи ребёнка 2, 3 лет

Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребенком.

Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребенок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки.

Учите малыша считалкам. Повторение этих забавных стишков способствует развитию речи малыша. Несколько считалок приведено в разделе «Как выбрать ведущего». В этом же разделе собраны загадки; задавайте их ребенку, разбирайте ответ вместе с ним. Когда ребенок запомнит несколько загадок или научится сам их придумывать — загадывайте загадки друг другу. Они развивают воображение, наблюдательность и творческое мышление. Кроме того, что это интересное времяпрепровождение, с помощью загадок можно выбирать ведущего для игр в компании: кто отгадал загадку первым, тот и водит.

В период между двумя и тремя годами у ребенка только формируются навыки членораздельной речи. Часто это происходит уже после трех лет. Если вас что-то беспокоит, проконсультируйтесь у логопеда.

Кроме упражнений для дыхания и скороговорок нужно, проговаривая с ребенком все действия, следить за правильным произношением и ударением в словах.

Чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя при этом в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребенка синонимами, омонимами и т. д.

Постарайтесь сделать ваши занятия интересными и веселыми!

Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.

Дудочка и свистулька. Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие — только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул — получился звук).

Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.

Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

Пузыри мыльные и не только. Наверно, не найдется ни одного взрослого, который в детстве не любил бы мыльные пузыри. Сколько удовольствия и радости доставляют эти забавные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги! Вашему ребенку они наверняка тоже очень понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.

Кстати, если вы устраиваете детский праздник с конкурсами, то бутылочка мыльных пузырей будет отличным призом.

Сделайте раствор вместе с ребенком или купите готовый в магазине.

Рецепт раствора мыльных пузырей . Чтобы легко и быстро получить мыльные пузыри, смешайте небольшое количество средства для мытья посуды или пену для ванн и воду.

Можно построить из мыльных пузырей замок или гору. Налейте в стакан или кружку немного воды и средства для мытья посуды. Возьмите с малышом по соломинке, дуйте в них и смотрите, как пена растет прямо у вас на глазах.

Обычная коктейльная соломинка может доставить много радости во время купания в ванной. Там воды много, и можно брызгаться и пускать пузыри. Соломинку нужно будет укоротить до длины, подходящей вашему ребенку. Стандартный размер может оказаться для малыша слишком большим и неудобным. Это, кстати, один из действенных способов приучить боязливого ребенка к воде. В процессе обучения плаванью малышу дают пускать в воде пузыри, и с каждым днем соломинку постепенно укорачивают. Через соломинку можно просто дуть на воду, создавая эффект волн. Чем больше они получаются, тем лучше.

Свечи. Огонь обладает магическим свойством притягивать внимание. Сделайте свечи неотъемлемой частью детских праздников. Это прекрасная возможность поиграть с ребенком. Задуть свечку — для двухлетнего ребенка на самом деле не такая уж простая задача, как может показаться взрослому. Для этого ведь нужно сосредоточиться, набрать побольше воздуха, сложить губы трубочкой, да еще и дунуть не куда-нибудь, а именно на пламя свечки.

Хвалите ребенка за каждую попытку, ведь научиться задувать свечку еще не самое сложное. Гораздо труднее малышу дуть на пламя так, чтобы оно не погасло. Для этого выдох должен быть плавным и долгим.

Почему именно свечка? Просто ее огонек подскажет ребенку, что он все правильно делает. А еще можно дуть на свечу, потихоньку отходя от нее, увеличивая тем самым расстояние.

Обязательно соблюдайте технику безопасности при обращении с огнем. Не оставляйте ребенка наедине с горящей свечой.

Вата или пенопласт. Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта (он тоже достаточно легкий), положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании. Задача — дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше.

А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось набрать воды в раковину, таз или ванну и дать старт морской регате.

Вообще дуть нужно на всё, что попадается под руку, — это насколько хватит вашей фантазии.

Кто дольше

◈ В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.

◈ Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

Повторяй за мной

Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат

◈ Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Проводи мишку

Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве

Необходимый инвентарь : мягкая игрушка (например, мишка).

◈ Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.

◈ Затем сходите с мишкой в другие комнаты.

Голоса животных

Необходимый инвентарь : карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

◈ Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.

◈ Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.

◈ Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

♦ воробей — чирикает (чирик-чирик)

♦ ворона — каркает (кар-кар)

♦ гусь — гогочет (га-га-га)

♦ индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

♦ кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

♦ коза — блеет (ме-е-е)

♦ корова — мычит (му-у-у)

♦ кошка — мяукает (мяу-мяу)

♦ лошадь — ржет (и-го-го)

♦ лягушка — квакает (ква-ква)

♦ мышка — пищит (пи-пи-пи)

♦ осел — ревет (иа-иа)

♦ петух — поет, кукарекает (кукареку)

♦ пчела — жужжит (ж-ж-ж)

♦ слон — трубит (ту-у-у)

♦ собака — лает (гав-гав)

♦ тигр, лев — рычит (р-р-р)

♦ утка — крякает (кря-кря)

♦ филин — ухает (уху-уху)

◈ Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

Угадай животное

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.

◈ Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку.

◈ Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Кукла спит

Игра способствует развитию речи, слуха

Необходимый инвентарь : кукла или мягкая игрушка.

◈ Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом.

◈ Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее.

◈ Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).

◈ Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

Закончи слово

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания

◈ Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.

◈ Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.

Повтори за мной

◈ Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится.

Яблоко или тарелка?

Игра способствует развитию речи, внимания

◈ Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.

♦ Яблоко и груши — это овощи? (Нет, это фрукты.)

♦ Ложка и тарелка — это посуда?

♦ Шорты и майка — это мебель?

♦ Ромашка и одуванчик — это деревья?

◈ Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:

♦ Помидор и апельсин — это овощи?

У меня зазвонил телефон

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса

◈ Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.

◈ По очереди изображайте звонок телефона.

◈ Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.

◈ Меняйтесь ролями.

◈ Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Чем заняться

◈ Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц...), на реке (купаться, нырять...).

◈ Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать...); что делает дворник (убирает, подметает...).

◈ Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.

Загадалки

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется.

◈ Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет.

◈ Например: высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан).

◈ Потом меняйтесь ролями.

Большеслов

Игра способствует развитию речи, учит образовывать длинные слова

◈ Попробуйте с ребенком одним словом назвать какой- нибудь признак или свойство предмета. Например, у зайчика длинные уши, значит, он — длинноухий, у папы глаза серые, значит, он — сероглазый.

Кто есть кто?

Игра способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имен существительных

◈ Рассуждайте с ребенком о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа — слон, то мама — слониха, а их ребенок — слоненок и т. д.

Скороговорки

◈ Скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять.

◈ Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрывайте ее интонацией.

◈ Главное — не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему было интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу скороговорки, а ребенок пускай закончит ее.

◈ Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения. ◈ Вот несколько скороговорок — коротких и более длинные.

♦ Течет речка, печет печка.

♦ У ежа ежата, у ужа ужата.

♦ Ткет ткач ткани на платки Тане.

♦ У редьки и репки корни крепки.

♦ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

♦ От топота копыт пыль по полю летит.

♦ У перепела с перепелкой пять перепелят.

♦ У четырех черепашек по четыре черепашонка.

♦ Щиплет девочкам мороз ножки, ручки, ушки, щечки, нос.

♦ На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.

♦ «Расскажите про покупки!» — «Про какие про покупки?» — «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

♦ Ехал грека через реку. Видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку греку цап!

◈ Ваш малыш очень скоро полюбит это веселое и увлекательное занятие.

◈ Обязательно радуйтесь вместе с ребенком, хвалите его. Произнесите скороговорку сами и попросите его постараться сделать это лучше. Результат приятно удивит вас.

Анна Макаревич
Речевые игры детей

развиваем речь играя

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Дети, увлеченные замыслом игры , не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.

Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. " - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья. " К 3-4 годам дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.) .

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы : "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить : "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

игры

Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх. Спросите у ребенка : "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек. " - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или : "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента. " - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др.

На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Вот примеры нескольких игр.

«Отгадай предмет по его частям»

В эту игру можно играть в двух вариантах. Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов – мебель, овощи, животные, транспорт и т. д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же . Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т. п. На первый взгляд все кажется, слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы.

Попробуйте!

«Отгадай предмет по описанию»

Условия игры те же , что и в предыдущей.

Но задача здесь сложнее. Нужно не только

найти правильные определения предметов,

но и правильно согласовать по родам

прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные.

«Шаги» (Кто быстрее доберется до.)

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи, в общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов) . И оговаривают тему шагов. Например, "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Достаточно длительное время мамы, а вместе с ними и их дети, проводят на кухне. И здесь у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья» , «Овощи» , «Фрукты» , «Посуда» , Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна» , «Лето» , «Осень» , «Растения сада» , «Цветы» , «Деревья» , «Насекомые» , «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки , полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.

Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.

«Придумай фразу»

Цель. Развитие фразовой речи. Правильное построение

предложений из лото "Что мы делаем".Описание игры . Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов, затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово. Например, педагог говорит : Таня играет. Ребенок повторяет предложение Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение Таня играет на улице и добавляет в песочнице. Выигрывает тот , кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные - с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры , можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

«Расскажем про Олю и зайчика»

Цель : составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме, которую дети будут заполнять.

Описание игры . Воспитатель предлагает рассказать про Олю : «Как-то раз Оля. (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес) . Она. (пригласила на прогулку брата Колю) . Дети взяли с собой. (мячи, прыгалки) . На полянке. (они увидели зайчика, который. (так испугался, что не мог двигаться) . И вдруг. (заяц побежал от ребят) . А Оле и Коле. (стало очень весело) ».

«Добавь слово»

Цель : подбирать глаголы, обозначающие

окончание действия.

Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание :- Оля проснулась и. (стала умываться) .- Коля оделся и. (побежал гулять) .- Он замерз и. (пошел домой) .- Стали они играть. (с зайчиком) .- Зайчик испугался. и (побежал, спрятался) - Девочка обиделась и. (ушла, заплакала) .В таких играх надо обращать внимание на интонацию законченности предложения. Необходимо давать детям разнообразные схемы составления повествования. Сначала надо научить детей строить высказывание, состоящее из трех предложений («Пошел зайчик. Там он встретил. Они стали.» , а затем увеличивать их количество. При составлении таких рассказов надо дать детям почувствовать интонацию первого, центрального и конечного предложения - это важно при формировании умения построить даже текст из трех предложений.

В совместном рассказывании воспитателя и ребенка функцию планирования берет на себя педагог. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. Можно также включать в повествования диалоги действующих лиц, при этом очень важно правильно передавать интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения. После составления совместного рассказа взрослый уточняет характеристики и действия персонажей и предлагает ребенку рассказать еще раз, но уже самостоятельно. К самостоятельному рассказыванию лучше всего подводить детей в игре-драматизации по сюжету знакомых сказок («Волк и козлята» , «Маша и медведь» , «Заюшкина избушка» ); подсказывая определенную последовательность повествования или описания, можно включить элементы описания в текст повествования, подсказать необходимые средства связи между фразами, а также интонацию.

«Кто больше увидит и назовет»

Цель : выделять и обозначать словом внешние

признаки предмета.

Описание игры . Взрослый и ребенок рассматривают

куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы) . Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать : заяц длинно. ухий (длинноухий) . А хвост у зайца. (короткий, значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки) .

«Что напутал Буратино?»

Цель : находить ошибки в описании и исправлять их.

Описание игры . В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например : «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!» . «У зайца маленькие ушки, он зеленый» . «У кошки колючая шубка» . Ребенок исправляет неточности.

«Сравни медвежат»

Цель : учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски : один черный и большой, другой - коричневый и маленький. - Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный. - Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.) - Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок как можно раньше овладел необходимым для человечества дарам – это речью. Очень важно, чтобы малыш с юных лет мог почувствовать красоту и звучность родного слова, полюбил его, проникнуть в его внутренний мир, научился говорить ясно и понятно.

Надо разговаривать с ребёнком, Рассказывать ему интересные истории, сочинять вместе с ним сказки, стихи, загадки. Произносить вслух интересные слова, поясняя их смысл. Спрашивать, что он слышит в том или ином слове.

И ребёнок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов, фраз, научится играть со словами, станет сочинять и САМ начнёт открывать громадный мир звучащего русского слова.

Я предлагаю занимательные словесные игры для родителей , ведь игра для ребёнка – это основной вид деятельности.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть без специального оборудования: на улице, в машине, на даче и т.д. Игра с ребёнком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит и ваш интерес к владению бесценным даром слова.

Итак, в путь, в мир увлекательных игр, а от игры – к знаниям!

1. «Только это»

Могут играть двое и более человек. Ведущий называет обобщающею тему. Игроки по череде называют слова, согласно выбранной теме. Кто не подбирает слова, выходит из игры. Кто назовёт больше всех слов – выигрывает.

Например:

  • Нужно называть только круглые слова:обруч, мяч, яблоко..) Только сладкие слова: торт, крем, мороженое, халва…
  • Только тёплые слова: шарф, батарея, печка, шуба…

2. «Цепочка ассоциаций»

Могут играть двое и более человек. Первый называет любое слово, например: «Праздник», и спрашивает у игрока, что он представляет себе, когда слышит это слово? Первый игрок говорит: « Подарки», второй: « Шары», «Клоуны» и.т.д.

  • Исходные слова могут быть разные: «Море», «Лето», «Лес»

3. «Испорченный телефон»

Могут играть двое и более человек. Взрослый называет, какое либо слово, например, «машина». И спрашивает ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Второй игрок называет какое либо слово, по смыслу подходящее предыдущему, например, «дорога» («каток», «колёса», «колобок» и т.д.)

Например: «Река – вода – корабль – моряк – танкист» и т.д.

4. «Я артист»


Могут играть двое и более человек. Взрослый рассказывает, что он артист в театре играет определённую роль. Роли могут быть разнообразные. Это и животные, и предметы, и явления. «Артист» от имени взятой на себя роли рассказывает всем участникам о себе. Участники игры внимательно слушают «артиста», а потом задают наводящие вопросы, которые помогают угадать, что за роль он играет. Кто угадывает роль, становится «артистом»

  • Например, «Я большой и мягкий. Бываю разного цвета. Меня часто бьют, а потом топчут. (Ковёр)».
  • Или: « Я бываю сильным и слабым. Мне подчиняются деревья, кусты, травы и даже моря. Летом меня часто зовут, и даже делают сами. .. (Ветер)»

5. «Скажи наоборот»

Могут играть двое и более человек. Ведущий бросает мячик игрокам и одновременно произносит слово, например: «Высокий». Ребёнок ловит мяч и возвращает его ведущему, произнося слово противоположного значения: «Низкий». Затем игроки по очереди меняются ролями.

6. «Расскажи какой – какая?»

Могут играть двое и более человек. Взрослый может сказать слово или показать его на картинке. Участники должны к этому слову подобрать как можно больше определений. За каждый правильный ответ они получают фишки. У кого больше окажется фишек, тот и победитель. Если играют двое, взрослый так же отвечает по очереди и берёт себе фишку.

Например:

  • Трава – какая? (высокая, сочная, зелёная…)
  • Машина – какая? (грузовая, синяя, игрушечная, железная)
  • Яблоко –какое? (зелёное, спелое, сочное, червивое..)

7. «Расскажи что делает?»

Могут играть двое и более человек. Взрослый может сказать слово или показать его на картинке. Участники должны к этому слову подобрать как можно больше действий. За каждый правильный ответ они получают фишки. У кого больше окажется фишек, тот и победитель. Если играют двое, взрослый так же отвечает по очереди и берёт себе фишку.

Например:

  • Что делает медведь? (сосёт лапу, ест, купается, рычит, ходит, ловит, плавает…)
  • Что делает листик? (висит, падает, растёт, желтеет…)

8. « Кто больше»

Могут играть двое и более человек. Ведущий называет звук: (А,М,Т..) Игроки по очереди подбирают слова, которые начинаются на заданный звук. Выигрывает тот, кто больше назовёт слов.

9. «Я поэт»

Могут играть двое и более человек. Взрослый говорит слова, а играющие должны подобрать к ним рифмы. За каждую придуманную рифму, ребёнок получает фишку. У кого больше окажется фишек, тот и победитель.

  • Например: Журавли – корабли, рог – пирог, планета –газета, будка –дудка, котята –ребята, белый –смелый..)

10. «Фантазёры»

Могут играть двое и более человек. Ведущий задаёт игрокам ситуацию, из которой они должны найти выход, высказав свою точку зрения. Кто придумает самую фантастическую версию становится победителем и ведущим.

  • Например: Что будет, если на земле исчезнут все дороги?

(Ответы: Люди будут только летать. Будут ходить по тропинкам.)

Вопросы: Что произойдёт? Чем это можно заменить? А если у тебя был цветик – семицветик? Ковёр –самолет? Шапка –невидимка? Живая вода?…

11. «Кто первый?»

Могут играть несколько человек. Игроки выстраиваются в шеренгу. Ведущий просит называть слова на определённую тему. По очереди каждый играющий выговаривает по слогам своё слово, делая на каждый слог один шаг. У кого слова будут длиннее, тот быстрее доберётся до ведущего.

  • Например: Тема «Овощи». Дети подбирают слова: го-рох, по-ми-дор, о-гу-рец, кар-то-фель, пет-руш-ка и т.д.

12. «Звук, свет, вода»

Могут играть несколько человек. Ведущий раздаёт три карточки: красную – это звук, синею – это вода, жёлтую – это свет. Три игрока или три команды получают свою карточку. По очереди они называют слова, которые связаны с их карточкой, подходят по смыслу. Получают за каждый ответ фишки. У кого больше наберётся фишек, тот и победитель.

Например:

  • Звук –это телефон, комар, барабан, радио…
  • Свет – это лампа, молния, солнце, луна, спички, свеча..
  • Вода –это река, роса, лёд, снежинка, болото….

13. «Краски»

Могут играть двое и более человек. Ведущий называет цвет. Игроки по очереди на этот цвет называют слова. За правильные ответы могут получать фишки. Побеждает тот, кто больше назовёт слов и получит фишек.

Например:

  • Оранжевый – апельсин, заря, морковка…
  • Синий – море, чернила, слива, небо, туча…

Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибк и, а таким образом - развивать культуру речи ребенка.

Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.

Четкость и чистота речи зависят от многих факторов:

От состояния и подвижности артикуляционного аппарата;

Развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;

Развития дикции;

Развития фонематического слуха;

Умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.

Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение .

В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения . Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей ; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

Уважаемые родители, играйте с детьми!

Сотрудничество педагогов и родителей - залог успеха.

1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря

А) Дополни предложения

Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

Зайчик летом, а зимой...

Грибы растут..., а огурчики - на...

Рыба живет в..., а медведь - в...

Сахар сладкий, а лимон...

Днем светло, а ночью...

Б) Закончи предложение

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я помогу...

Я принесу...

В) Догадайся и подскажи

На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

Воронье, серое... - крыло;

Зеленый, прожорливый... - крокодил;

Хищный, ширококрылый... - орел;

Блестящее, гладкое... - зеркало.

Г) Скажи какой

Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...

Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...

Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...

Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...

Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...

2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними

А) Веселая семейка

Правильно назвать животных и их детенышей.

Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.

Петух, курица, цыплята.

Кот, кошка, котята.

Гусь, гусыня, гусята.

Медведь, медведица, медвежата.

Б) Большой - малый

Подобрать ласкательное слово.

Мама - мамочка,

Ваза - вазочка,

кот - котик,

Солнце - солнышко,

Река - речушка,

Береза - березка,

Листок - листочек.

В) Два - один

Образование из двух простых слов одного сложного:

Небо и склон - небосклон,

Лес и полоса - лесополоса,

Птица и ферма -птицеферма,

Лист и падать - листопад,

Хлеб и делать - земледелец,

Лес и рубить - лесоруб,

Снег и падать - снегопад.

Г) Поймай мяч

Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.

Весна - весенний,

Солнце - солнечный,

Береза - березовый,

Липа - липовый,

Дождь - дождливый.

3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение

А) Согласие - несогласие

Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

Воспитатель. Сегодня будет дождь.

Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.

Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.

Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

Воспитатель. Это - рыба.

Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.

Б) Найди по признакам

Задача педагога - учить на основе сенсорного обследования выделять существенные признаки предметов (деревянный стол, льняная салфетка, стеклянная ваза); использовать слова, которые называют эти признаки, во время совместного с воспитателем составления рассказа - размышления.

Внимательно рассмотреть стол и ответить на вопрос: Какого цвета стол? Какой формы? Из чего изготовлен? Почему столешница твердая? Почему стол устойчив?

Совместно с воспитателем дети составляют такой рассказ. Стол - очень важная вещь в доме, потому что... (за ним можно обедать, рисовать, читать). Столешница должна быть прочной, потому что... (на мягкую неудобно ставить посуду, вазу). У стола должно быть четыре ножки, потому что... (он будет устойчивым). Без стола дома не обойтись.

В) Рассказ-небылица

Задача педагога - учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».

После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.

Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!

Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!

Г) Фантастическая гипотеза

Технология подобных гипотез довольно проста. Она имеет форму вопроса: «Что было бы, если бы?»

Что было бы, если бы исчезли все взрослые?

Что было бы, если бы вдруг исчезло солнце?

Что было бы, если бы к нам пришел крокодил?

Что было бы, если бы не было деревьев и цветов?

Что было бы, если бы не стало рек?

4. Словесные игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха

А) Новое словообразования

В слове заменить гласный звук [у]:

белка - булка, река - рука, дать - дуть.

Заменить гласный звук [о]:

сам - сом, рама - Рома, касса - коса, раса - роса.

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и , и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик - «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

    Задувать свечку;

    Дуть в дудочку;

    Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

    Надувать мыльные пузыри;

    Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

    Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

    Колесо лопнуло . Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос . Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник . Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте .

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .