Вербное воскресенье традиции и обычаи презентация. Внеклассное мероприятие «Вербное воскресенье

Классный час "Верба в дом- из дома беды" для начальных классов

Ляпина Виктория Олеговна студентка социально - педагогического коллежда городского округа Самара
Описание: Мероприятие посвящено календарному православному празднику Вербное Воскресенье. Возраст детей – 6-10 лет. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, а также детям и родителям, которым интересуются и чтят вековые традиции, христианские ценности и народную мудрость.
Цель Обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Задачи:
-дать детям сведения о православном празднике «Вербное Воскресенье»: истории и традициях;
-формировать познавательные потребности и интересы, активность;
-обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;
-воспитывать и развивать у детей вековые традиции, христианские ценности и народную мудрость.

Ход мероприятия


Звучит песня "Вербочки" А.Блока и А.Вертинского
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Дождик, дождик маленький,
Ветерок удаленький,
Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.


1 Ведущий
Перед Пасхой наступает
Воскресенье Вербное -
В этот день верба приносит
Действие волшебное!

Рано утром Вы сорвите
Прутик самый длинный,
Ведь верба - наш оберег
И символ старинный.

Веточки вербы весенней
В церкви освятите
И до следующей Пасхи
Дома сохраните!
2 Ведущий
В нашей жизни всегда найдется место празднику и не обязательно календарному. Праздник должен быть в наших душах, сердцах.
Праздник Вербное воскресенье или Пальмовое воскресенье имеет полное название и звучит так: «Вход Господень в Иерусалим». История Вербного воскресенья началась, когда Иисус Христос вошел в Иерусалим. Он въехал, на ослике, который стал символом смирения. Тогда люди признали его Мессией, подстилали под ноги его ослику свою одежду и бросали пальмовые ветви. Его вход в Иерусалим стал прообразом входа в Рай.
Почти весна и воздух свежий -
Об этом птичьи пересуды.
За наши новые надежды!
День этот к нам пришел откуда?

Рукою вербочку поглажу,
А в храм возьму ее с собою.
В Иерусалим пришел Мессия,
О нем помолимся с тобою.
Как на душе светло и чисто,
... тепло и очень хорошо!
Раз Бог сегодня очень близко,
Уже он значит в храм пришел...


1 Ведущий
На Руси пальмы не произрастали, их заменили распускающимися веточками вербы, которые являются символом жизни и весеннего пробуждения.Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим – один из праздников, появился на Руси в Х веке.
В этот день на Руси было принято освящать вербу в храме.Считается, что после освящение эти веточки обладают целебными свойствами.


По православному обычаю, христиане хранят освящённые вербы в течение всего года и украшают ими иконы в доме.
Верба в дом - из дома беды.
Вон, печали, зависть, страх!
Будут здравия победы
Да улыбки на устах.

С глаз долой все злые духи
Улетят отсюда прочь,
Да помрут пусть с голодухи
Жадность, глупость, гнев и злость!
2 Ведущий
Вербная неделя существует в народном календаре славян. Заканчивается она в Вербное воскресенье, после которого наступает Страстная неделя. Главные народные обряды недели связаны с вербой и проводят в субботу и воскресенье.
Суббота названа Лазарева. В русских деревнях субботу праздновали весело и многолюдно. В этот день ломали вербы.


В полночь молодёжь обходила дома с песнями. У ворот кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!» Войдя в избу, слегка били ветками вербы спящих со словами: «Верба хлёст, бей до слёз!», «Вставай рано, бей барана!», «Бьём, чтобы быть здоровыми». В субботу готовят брагу, гречневые блины, кашу, рыбный курник.


1 Ведущий
Вербное воскресенье - любимейший праздник русских людей.На Руси едва растает снег, среди талых вод первой распускается верба.Родилась легенда.В ней говорится, что давным-давно верба была женщиной, и у неё было очень много детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Тогда рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу.


2 Ведущий
Славяне освящённую вербу чтили и считали, что у нее есть очистительная сила. Они верили, что помощью вербы можно спасти домашний скот от порчи, болезней.Выпекали баранки к Вербному Воскресенью, освящали их в церкви и скармливали их домашнему скоту.
Съедали сережки вербы, как лекарство от болезней.Купали больных детей в воде, в которую клали веточки вербы, для очищения и оздоровления.
Рано утром, после освещения в церкви, родители похлестывали своих детей веточками вербы,«чтобы росли и были здоровы». С этой же целью повсюду хлестали скот.


1 Ведущий
Давайте – ка я до вас вербочкой дотронусь, чтобы вы здоровенькими были.
Дотрагивается до детей вербой, приговаривая
Верба хлест бьет до слез.
Верба синяя бьет не сильно,
Верба красная бьет напрасно,
Верба бела бьет за дело
Верба хлест бьет до слез.
Верба из-за моря,
Дай, верба, здоровья.
2 Ведущий
До революции в России были популярны вербные базары и вербные гуляния.



Особенно их любили дети, потому что там можно было купить игрушки, книги и сладости.


А к купленным там пучкам вербы привязывали бумажного ангелочка. Он назывался «вербный херувим».


1 Ведущий
Существуют приметы, связанные с этим праздником.



В воскресенье вербное,
Верба ожила,
От лучика весеннего
Проснулась, зацвела.

Вербу освещенную
В дом свой принеси,
От невзгод, несчастий
Близких защити.

И в это воскресенье,
Под звон колоколов,
Весенний, светлый праздник
Встречай без лишних слов.
2 Ведущий
Уже распались куколки,
Их бабочки прожгли.
Пушистые куколки
На вербах расцвели.
Пред Вербным Воскресеньем,
Всех, тех кто молодой,
С усмешками и с пением,
Обрызгали водой.
Водою обливали их:
Пусть свежей будет грудь.
И вербой ударяли их:
Как верба нежным будь.
Втыкали вербу малую
За образа, в углах,
Чтоб силой смертно-алою
Не встал пожар в домах.
Свети нам, радость здешняя,
Цветы, земля, вода.
Цвети нам верба вешняя,
Цвети с весной всегда!
Всем детям раздают веточки вербы и поздравляют с праздником.

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

«Наша армия родная».

Подготовила и провела:

Харлашкина Т.С.,

учитель начальных классов

МОУ Гуликская СОШ.

18.02.2011 г.

Ведущий . Сегодня не просто февральский день, сегодня особенный день. Мы собрались, чтобы поздравить наших мальчиков, пап, дедушек с Днем защитников Отечества!

23 февраля… Празднику уже более 90 лет. Более восьмидесяти лет сильная половина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма и добра.

В ознаменование победы над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом 23 февраля 1918 года был издан декрет о праздновании Дня Красной Армии, впоследствии он был переименован в День Советской Армии и Военно-Морского Флота.

В настоящее время уже несколько лет он празднуется как День защитника Отечества. Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почётных. Служить Отечеству  это оберегать мирную жизнь нашего народа, это хранить честь и достоинство своей Родины.

Слово «армия» происходит от латинского слова «armo» «вооружаю». Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат. Советская Армия в 1945 году разгромила войска Гитлера и освободила Европу от фашистских захватчиков.

А в мирное время наша армия охраняет десятки тысяч километров сухопутных, воздушных и водных границ России. И всегда руководствуется лучшими военными традициями наших предков.

Славные победы Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, Георгия Жукова и Константина Рокоссовского вдохновляют на подвиги нынешних солдат, учат любви к Родине. В замечательном фильме «Офицеры» один из главных героев говорит: «Есть такая профессия  Родину защищать!»

И всегда этот день был праздником мужчин. И сегодня мы славим защитников Отечества.

День защитника Отечества дает повод поздравить всех ныне живущих воинов и почтить память героев прошлых сражений. День защитника Отечества – праздник всенародный. Дома, на работе, в школе – везде в этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда-то служил или служит сейчас или будет служить делу защиты Отечества. Звучат они и у нас.

Катя Нужная .На ветру наш флаг трепещет

Красно-бело-голубой.

Ветер тоже понимает:

День сегодня не простой.

Жаль, что ветер не сумеет

Поздравленья передать

Катя Цивилева .Всем, кто, жизни не жалея,

Бережет Россию-мать:

Молодым и ветеранам

В небе, в поле, на воде,

Офицерам и солдатам,

Тем, что в армии уже.

В народе говорят, что земля может накормить нас своими плодами и напоить водой из своих источников, но она не может себя и людей защитить. Защищать землю, которая тебя кормить и поит, защищать людей, живущих на этой земле, всегда было обязанностью мужчины.

А наши мальчики – будущие защитники.

Как будущие солдаты и офицеры, они должны с детства воспитывать в себе такие качества, как умение дружить, держать слово, быть смелыми, мужественными, благородными и добрыми.

Да наши мальчики и есть такие. Они у нас просто замечательные.

Катя Н. Сколько песен об армии сложено,
Сколько сложено песен о флоте!
Нам припомнить их в праздник положено,
Да и спеть их мы тоже не против!

Звучит песня №1742 «Смуглянка».

Катя Ц. Оживает история славная,
Всё, что видано было и пройдено…
Песня учит нас самому главному:
Бесконечно любить свою Родину!

Алена С.

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока еще не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап все меньше.

Все они уходят в мир иной...

а сынок в граните остается,

Остается вечно молодой!

Ведущий . прошли годы. Отгремели тяжелые бои. Но, чтобы на земле никогда не повторились те жестокие битвы, Родина призывает под свои знамена молодых защитников, тех, кто сумеет достойно продолжить дело дедов и отцов.

Катя Н. На два года шинель,

На два года мундир,

На два года отца

Заменил командир.

Но вдали от родных,

От любимых вдали

Вы теперь на виду

У родимой земли.

Катя Ц. Раз доверил народ

Охранять свой покой,

Не гордиться нельзя

Вам судьбою такой.

Говорят – тяжело,

Говорят – далеко...

Ну, а что и кому

Достается легко?

Звучат рассказы ребят о своих отцах, братьях, которые служили или служат.

Алена С.

Февраль, февраль, зима и солнце!

И первых птичек переклик!

Сегодня выглянул в оконце:

Застыл, к стеклу лицом приник.

Ведущий . Вот и подошла к концу наша встреча. Быть защитником Отечества – это значит быть смелым, сильным, ловким и честным. И хочется ещё раз пожелать, чтобы они готовили себя к службе в армии. Занимайтесь спортом, вырабатывайте в себе мужество, стойкость, конечно же, хорошо учитесь. Как сказал А. Суворов, «Тяжело в ученье, легко в бою». И наши девочки вручат вам небольшие памятные подарки. С праздником!

Всем спасибо, до свидания!

Предварительный просмотр:

Ведущая; Звонко капают капели

Возле нашего окна,

Птицы весело запели –

К нам теперь пришла весна.

Весна пришла и принесла самый первый и хороший праздник « 8 Марта» праздник мам. С 1913 года в нашей стране стали отмечать этот день. (смотри вставку)

Мама! Какое это доброе и ласковое слово! Мама пожалеет, мама приголубит, мама поможет Мама всегда в радости и в горе со своими детьми. Мама никогда не бросит в беде своих детей. Заботу, любовь материнскую надо всегда ценить. Маме всегда должны помогать дома, жалеть и беречь её здоровье, уважать её труд.

Слава женскому труду.

Дети все хотят поздравить

Маму, бабушку, сестру!

(Стихи рассказывают дети)

1 . Мама, очень – очень

Я тебя люблю!

Так люблю, что ночью

В темноте не сплю.

2 . Вглядываюсь в темень

Зорьку тороплю,

Я тебя всё время,

Мамочка люблю!

3 . Вот и зорька светит,

Вот уже рассвет.

Никого на свете

Лучше мамы нет!

Восьмое марта, праздник мам,

Тук-тук! – стучится в двери к нам,

Он только в тот приходит дом,

Где помогают маме.

Мы пол для мамы подметём,

На стол накроем сами.

Мы сварим для неё обед,

Мы с ней споём, станцуем,

Мы красками её портрет

В подарок нарисуем.

Их не узнать! Вот это да! –

Тут мама скажет людям.

А мы всегда, а мы всегда,

Всегда такими будем!

Стих. Е. Благининой «Посидим в тишине».

Частушки в исполнении девочек 2 класса.

Дорогие наши мамы!

Будем вас любить всегда мы.

Мы подарим вам частушки,

А к частушкам – топотушки.

Маме утром наша Мила

2 конфеты подарила,

Подарить едва успела,

Тут же их сама и съела.

Попросила мама Люду

Вымыть грязную посуду…

Почему-то стала Люда

Тоже грязной,как посуда.

Попросила маму дочка

Взять к себе домой щеночка,

Покормила 2 денька –

И забыла про щенка.

Помогать я маме буду-

Наш Серёжа говорит.

Но как надо мыть посуду,

У него живот болит.

Мы частушки петь кончаем

И даём такой совет:

Помогайте больше мамам –

Проживут они 100 лет!

Мальчики 2 класса стихами поздравляют девочек:

На уроках мы сидим

И на девочек глядим

И красивы и умны –

Лучше просто не найти.

Повезло же вам, девчонки,

Вы уже счастливые,

Потому что мы у вас –

Самые красивые!

На столе лежит журнал,

Ну а в нём пятёрочки,

Потому что в нашем классе

Умные девчоночки!

Ведущая: ребята 2 кл. выполняли домашнее задание: писали небольшие сочинения о мамах, иллюстрировали их фотографиями мам. Послушаем…

(Зачитывают и прикрепляют на доску).

В честь такого весёлого праздника - игры и конкурсы.

1. « Галантный кавалер» -

Выходит один мальчик, движется по направлению к понравившейся девочке, на каждый шаг говорит ей комплимент, как можно больше.

2. «Какая я?» конкурс для девочек. 2 девочки, глядя в зеркальце, поочерёдно расхваливают себя (красивая, умная, пригожая, аккуратная, весёлая, шустрая, спортивная, добрая, нарядная, ласковая, счастливая.)

3.»Игра с мячом» - встаём в круг, передаём мяч, по хлопку остановились – у кого в руках мяч – тот поёт, танцует, рассказывает стихотворение, загадывает загадку…

4.»Летит, летит по небу шар».

Слова: летит, летит по небу шар,

По небу шар летит.

Но знаем мы, до неба шар

Никак не долетит.

(Имитация: шар – круг руками,

Летит – руками машем,

По небу – пальчик вверх,

Мы – пальцем на себя,

Знаем – кладём руку на голову и приглаживаем её.)

Ведущий: покажем, как мы любим свою маму. Игра «Солнышко» - дети подходят по одному и прикрепляют лучик к серединке солнышка на доске.

Давайте подумаем, что подарим мамам:

Игра « Подарок маме»

Что подарим нашей маме? Догадайтесь вместе с нами. Дайте срочно мне совет, какой нужен ей предмет. Вещь полезная когда – громко крикнем слово «Да!». Если мамочке предмет не подходит – скажем «Нет!».

Милицейский пистолет…

А коробочка конфет…

Новая сковорода…

Кожаный бронежилет…

Ну –а пена для бритья…

10 пачек сигарет…

«Педигри» и «Китикет»…

Книга «Вкусная еда»…

И от папочки привет…

Туалетная вода

билет в театр на балет…

Набор ниток для шитья…

Полевых цветов букет…

Бас – гитара и кларнет…

Яблок кг 2…

В кухню новый табурет…

Ведущий; ваши подарки – сюрпризы подарите мамам.

С праздником весенним!

С первыми цветами в этот светлый час

Поздравляем вас сейчас!

Предварительный просмотр:

Материал на межрегиональную научно-практическую конференцию «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: результаты пилотного введения и перспективы реализации в Амурской области».

Подготовила и выступила:

Харлашкина Таисия Степановна,

учитель начальных классов, педагог-психолог

МОУ Гуликская СОШ Зейский район.

Г.Благовещенск.

Специфика сопровождения адаптации

учащихся 1-х классов сельской школы:

на материалах работы МОУ Гуликская СОШ.

Период поступления в школу - не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для себя мир. От того, насколько эффективно пройдет процесс адаптации, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее отношение к школе. При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс познания, интересное общение со сверстниками и педагогами.

Поступление детей в школу - важный этап взросления, стремление к которому, как справедливо отмечает Ш.А. Амонашвили, изначально заложено в ребенке наряду со стремлением к движению и познанию. АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД - это процесс психологической адаптации, привыкания ребенка к новым для него условиям учебной деятельности, которая в отличие от привычной ему игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной.

В психологии существует множество классификаций, степеней адаптации. Приведем одну из них: полная адаптация – степень адаптации, когда ребенок не испытывает сложностей при вхождении в новую для него деятельность; частичная дезадаптация – неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности, где одной из причин может быть недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей; дезадаптация – неспопособность ребенка принять темп школьной жизни, школа превращается для ребенка в безрадостную повинность.

В начале работы по психолого-педагогическому сопровождению первоклассников было известно, что не все первоклассники посещали детский сад, что также повлияло на период адаптации, который длился от 2-3 недель до полугода. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказывается на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Была выявлена проблема стоящая перед многими образовательными учреждениями нашей страны: проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. Не посещение детского сада может привести к тому, что ребенок окажется несколько оторван от тех требований и правил школьной жизни, которые он должен выполнять как школьник. Хотя мотивационная составляющая у ребенка может быть хорошая.

С целью успешной адаптации учащихся проводится работа по следующим направлениям: консультативная, просветительская, коррекционно-развивающая.

Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.
Программа психолого-педагогического сопровождения

социально-психологической адаптации первоклассников

в МОУ Гуликская СОШ

на 2010-2011 учебный год.

Настоящая программа предназначена для реализации психолого-педагогических мероприятий, направленных на облегчение вхождения в ритм и содержание школьной жизни первоклассников.

В программе предполагаются мероприятия по 3 основным направлениям:

1. Сотрудничество школы с ДОУ в рамках обеспечения преемственности "детский сад- школа"

2. Работа с "домашними" детьми, т.е. детьми, не посещающими детский сад.

3. Работа с детьми по недопущению дезадаптивного поведения.

Цель - создание условий для успешного освоения образовательных программ и формирование позитивной Я-концепции личности, что предполагает раскрытие творческого потенциала, формирование и развитие познавательных потребностей, социальной ответственности, развития индивидуальности каждого учащегося.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения задач :

1. Создать систему взаимодействия ДОУ и школы в рамках проблемы преемственности "детский сад - школа", включающую в себя проведение совместных психолого-педагогических мероприятий;

2. Создать систему психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников через активное взаимодействие педагогов ДОУ, учителей начальной школы.

3. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого ребёнка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

4. Организовать регулярные групповые и индивидуальные консультации родителей по вопросам педагогики и психологии развития детей;

5. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогического развития и коррекции отдельных учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи специалистов.

6. Осуществлять психолого-педагогический мониторинг динамики социально- психологической адаптации и развития учащихся (в групповой и индивидуальной форме)

I четверть.

  1. Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей.
  2. Анализ анкет.
  3. Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября).
  4. Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти Анкетирование родителей "Хорошо ли вашему ребенку в школе?"
  5. Родительское собрание по результатам анкетирования

II четверть .

  1. Учет посещения занятий и динамики поведения детей.
  2. Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации (по запросу педагогов и родителей).
  3. Консультации в режиме динамического наблюдения.
  4. Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия.
  5. Индивидуальные консультации психолога по протеканию адаптации по запросу педагогов и родителей.

III четверть.

  1. Анализ результатов протекания адаптации.
  2. Учет посещения занятий и динамики детей.
  3. Индивидуальная психологическая работа с первоклассниками, у которых выявлены признаки затруднения адаптации (по запросу педагогов и родителей.
  4. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.
  5. Консультации в режиме динамического наблюдения.
  6. Родительское собрание "Адаптация к школе - радости и трудности".

(Опрос: "Адаптировался ли ваш ребенок к школе?")

  1. Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога

IV четверть.

  1. Анализ результатов динамики развития.
  2. Протоколы диагностики.
  3. Оформление представлений на ПМПК.
  4. Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК.
  5. Подготовка представления на ПМПК.
  6. Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.

Подпрограмма психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе "Школа - мой дом"

Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям - развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.

Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Таким образом, специфика адаптационного периода в сельской школе в том и заключается, что неразрывны семья и школа. Среда, в которой ребенок растет и откуда приходит в школу и есть тот микросоциум, где происходит его дальнейшее взросление. Он не покидает знакомую ему среду, а плавно расширяет ее границы.

Занятие 1 : "Волшебная дверца" .

Модификация ТРИЗ - создаем своими руками волшебный мир, один на всех.

Занятие 2: Этологическая прогулка по школе

Цель занятия - познакомить с пространственно-предметным устройством школы

Рисуем то, что больше запомнилось (понравилось)

Занятие 3 "Планета мечты"

Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)

Модификация ТРИЗ "Планета мечты"

Занятие 4 : "Дорога, которая ведет..."

Цель занятия: развитие совместной деятельности, воображения, творчества, навыков лепки и рисования (тонкая моторика)

Занятие 5 : "Азбука настроения"

Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и произвольности

Кричалка.

Угадай настроение нарисованного героя.

Изобрази настроение.

Упражнения на внимание: повторяй за мной.

Занятие 6 "Знакомимся с инопланетянами" .

Цель занятия: Развитие коммуникативных навыков

Здороваемся по-инопланетному.

Ладушки.

Угадай настроение: Азбука настроения.

Рисуем инопланетянина.

Занятие 7"Подводное царство".

Цель занятия: комплексное - развитие коммуникативных навыков, внимания, произвольности, воображения и тонкой моторики

"Шифровка пиратов".

Корректурная проба (ищем морской жемчуг на дне).

Переводилки и раскраски.

Игра: "Море бушует- раз".

Занятие 8 :"Животные"

Цель занятия: развитие речевого мышления

Пиктограммы.

Рисуем двумя руками.

Найти все зеленое, круглое, деревянное.

Физкультминутка "Зайка".

"Назови одним словом".

"Кто больше назовет".

Занятие 9 : "Съедобное - несъедобное"

Цель занятия: развитие произвольности и речевого мышления

"Отгадайте, что это?".

Штриховка.

Игра с мячом "Съедобное - несъедобное".

Кроссворд "У самовара".

Настроение.

Занятие 10 "Карта"

Цель занятия: развитие пространственного мышления

При входе в зал, где будет проходить праздник, гостей встречают учащиеся в русских народных костюмах Иван и Марья, с вербами в руках. Они поздравляют всех с праздником и весело, не больно стегают гостей ветками по ногам, рукам, спинам, приговаривая:

Марья: Верба красна, бей до слёз, будь здоров!

Иван: Бьём, чтобы быть здоровым!

Марья.; Будь здоров, как вода, а расти, как верба.

Все входят в зал и рассаживаются по местам.

Иван: Шестая неделя великого поста – вербная. Верба – вестница весны. Она первая расцветает нежными пушистыми комочками. Повинуется зову тепла и солнца.

Марья: в народе говорят; «Без вербы – не весна», «Увидал на вербе пушок – и весна под шесток».

Иван: В старину веточки вербы освящали в храме, приносили их домой и в Вербное воскресенье ударяли ими всех домочадцев. Сейчас этот обычай стал возрождаться. Считается, что таким образом передаётся жизненная сила первого цветущего растения.

Марья: В городах раньше устраивали вербный базар. Это было в последнее воскресенье перед Пасхой. Вот и мы предлагаем вам принять участие в забавах, играх, конкурсах.

Иван: Наградой станут жетоны, которые вы соберёте, а потом сможете их обменять на праздничные призы у нас с Марьей.

Марья: Игровые площадки будут работать 40 минут.

1.Каляка-маляка

Конкурс на самый оригинальный, фантастический рисунок.

2.Буриме.

Конкурс сочинителей стихотворений по заданным рифмам.

Дубы – вербы

Весна – красна

Точки – почки

Пост – вербы хлёст

Страна – весна

Со мной – весной

Почки – веточки

Снежок – пушок.

3.Бег с мешочком.

На голову кладётся мешочек с опилками или песком, и – бег наперегонки. Мешочек руками поддерживать нельзя.

4.Приметы.

Если вербная неделя ветреная, с утренниками, то яровые хороши будут.

Мороз на вербной – полезен: если его не будет, то морозы придут позднее и повредят урожай, посевы.

Вербица холодная – к урожаю.

Распушилась верба, зиме нет ходу до крестьянского двора.

С вербой и зиме не сладить.

Верба красна – бьёт напрасно.

5.Викторина

В какой день (в день какого святого) крестьяне выгоняли скот ветками вербы? (Юрьев день, 23 апреля,-весенний вешний Юрий.)Выгоняли скот священными вербами в поле: совершали крёстные ходы вокруг полей; окропляли святой водой скотину.

Какой русский герой-богатырь встал на защиту земли русской? (Илья-Муромец).

Как в народе называли пушистые почки вербы? (Овечки, барашки, цыплятки).

Из какой крупы пекли на Руси блины в Вербное воскресенье? (Из гречневой крупы).

От каких болезней помогут почки вербы, если их пожевать? (От зубной боли, лихорадки).

Почему веточки вербы хранят весь год? Где их кладут? (На счастье, хранят у образов).

6..Загадки .

Белые овечки бегают по свечке. (Верба).

Протянулся мост

На семь вёрст,

А в конце моста

Золотая верста. (Пост и Пасха.)

На весь мир хватает

И во все щели пролезает. (Солнце.)

Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождь, земля, растение).

Матушка-весной в платьице цветном,

Матушкой-зимой в саване одном. (Земля).

Горшочек умён, семь дырочек в нём. (Голова).

7.Плясовая.

У кого душа не узкая,

Все, кто любит пляску русскую,

Выходи без лишних слов,

Будет конкурс плясунов.

Через 40 минут все собираются у Ивана и Марьи, обменивают жетоны на призы.

Иван.: Храни вас Бог.

Марья: Свети Вам Бог

Звездой от вашего порога

На всех извилистых дорогах.

Иван: От всех напастей и тревог

Чтоб сохранил и уберёг,

Иван, Марья вместе (вместе)

Храни вас Бог!

И дай вам Бог!

Литература : «Вербное воскресенье». По старому русскому обычаю.

«Народный месяцеслов»: Поговорки, приметы.

«Всякая всячина:» Сборник необходимых познаний на все

Случаи жизни

«Русский народ, его обычаи, предания, суеверия».


Самарская область

Ставропольский район

ГБОУ СОШ села Новая Бинарадка

Разработка внеклассного мероприятия

для учащихся 1-4 классов

малокомплектной начальной школы

« Из истории православных праздников .

Вербное воскресенье ».

(духовно – нравственное воспитание)

Составитель разработки

учитель начальных классов

Баннова Е.И.

2012 год.

Внеклассное мероприятие «Вербное воскресенье».

Духовно – нравственное направление воспитания.

Цели:

Сообщить о смысле праздника Вербное воскресенье, раскрыть историю этого праздника, традиции, приметы, связанные с этим праздником.

Задачи:

Способствовать развитию

Познавательных психических процессов (восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь);

Моральных норм (нравственности, коллективизма, ответственности)

Способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

Формирование творческой личности, человека – гражданина и патриота своей Родины, знающего её историю и культуру;

Формирование художественно – эстетического вкуса на основе опыта заучивания наизусть произведений художественной литературы, знакомства с творчеством русских художников;

Умение договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности

Способствовать воспитанию

Любови и уважения к православным обычаям и традициям;

- интереса и любви к истории культуре своей Родины;

Нравственно – эстетических чувств.

Оборудование:

компьютер;

мультимедийный диапроектор (программа PowerPoint );

экран;

букетики вербы; поделки детей.

Ход мероприятия.

Звучит музыка.

Слайд 1.

1 ученик .

Каждый год с нетерпением ждёшь весны.

И всё равно она приходит неожиданно.

Просто однажды замечаешь, что солнце

не светит откуда-то с высоты,

но его свет разлит повсюду.

Небо, облака, дома, люди

просто купаются в солнечных лучах.

И. Э Грабарь «Весенний солнечный день»

Слайд 2.

2 ученик . И ещё замечаешь, что снег, недавно такой белый, пушистый, стал серой ледяной коркой, которая из последних сил сжимает его.

Слайд 3.

3 ученик. А потом приметы весны с каждым днём становятся заметнее: серая корка тает и весёлыми ручейками убегает в большие реки, перезвон капели сообщает: « Динь-дон, вес-на приш-ла!»

Слайд 4.

4 ученик.

И пусть под ногами слякоть, в ботинках хлюпает вода, а прохожие хлюпают носами - мелочи! Ведь это весна пришла, и все готовы терпеть недолгую распутицу, за которой - тепло, свет, красота.

Стихи первоклассникам.

Солнце светит, тает снег, падают капели.
К нам в скворечник два скворца утром прилетели.
Сели рядышком они и запели звонко:
"Хороша весною ты, милая сторонка".

Здесь родной скворечник наш, лес и поле наши,
Здесь и травы зеленей, здесь и солнце краше!
Ничего нет на земле Родины чудесней!
Мы о ней сейчас поём, ей слагаем песни.

Учитель.

Вместе с весной приходит Великий пост, которым все христиане готовятся в празднику Святой Пасхи. За неделю до наступления Пасхи Православная Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье и этим праздником завершается Великий пост.

В чём же смысл праздника Вербное Воскресенье, и какова его история?

Слайд 5.

Звучит музыка.

Праздник Вербное воскресенье связан со знаменитым входом Христа в Иерусалим верхом на осле, с чего и начали его крестные страдания.

На праздник Пасхи Христос со своими учениками пошел в Иерусалим. Сначала они шли пешком, но когда дошли до селения Виффагия, Иисус подозвал к себе двух учеников и сказал им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдите ослицу привязанную и молодого осла с нею. И взявши приведите ко мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу».

Почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня?

В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.

Ученики привели ослицу и осленка и положили на них свои одежды. Иисус сел на осленка и поехал в город предшествуемый толпой с пальмовыми ветвями в руках. Когда Он подъезжал к Иерусалиму, Его вышло приветствовать множество народа. Одни постилали пред Ним свои одежды, другие срезали ветви деревьев и устилали ими дорогу. Весь народ славил Иисуса и восклицал: «Осанна сыну Давидову!

Древнее слово «осанна» употреблялось для выражения радости, подобно нынешнему: «Ура!», «Да здравствует!» Причиной такой радости народа при встрече Христа были совершенные Им чудеса: исцеления больных, воскрешение мертвых.

«И когда вошёл Он в Иерусалим, – говорит нам Евангелие, – весь город пришёл в движение». Так велико было впечатление от торжественной встречи Христа.

Слайд 6.

Стихи второклассникам

Вербное воскресенье
Здравствуй, беспримерное
Воскресенье вербное -
Праздник незакатный,
Чистый благодатный:
В город Иерусалим
Иисус вошел,
И народ, общаясь с Ним,
Ликовал душой.

Слайд 7.

Учитель

В Иерусалиме встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки.

На Руси праздник Входа Господня в Иерусалим получил название Вербное воскресенье, его символом являются первые распустившиеся ветки – ветки вербы, ивы или ветлы (ивовых растений).

Ветки ивовых растений (как правило, вербы) в праздник Вербное воскресенье символизируют те ветви, которыми евреи встречали Христа во время его входа Иерусалим. Кстати, верба для этого выбиралась не случайно – на Руси считалось, что верба была одним из самых живучих и сильных деревьев. Существовало даже поверье, что в какую бы землю и как бы не воткнуть ветку вербы – она все равно примется и будет расти.

Слайд 8.

Стихи первоклассникам.

В воскресенье вербное
Верба расцвела
От луча весеннего,
Первого тепла.

Прокатился с грохотом
Ледоход речной,
Отозвался колоколом
Праздник над землёй.

И слезами капает
Парафин свечей,
От огня священного
Солнце горячей.

Бледными листочками
Верба прорастёт,
Лопнувшею почкою
Сердце оживёт!

Слайд 9.

Учитель. С вербой и Вербным воскресеньем вообще было связано много обычаев.

В церквях в этот день проходят пышные богослужения с обязательным освящением вербовых ветвей.

Стихи второклассникам .

Дождалась наша верба весны –
В Лету канули зимние сны!
Тянет к солнышку руки свои,
А в руках у неё посмотри:

Нежным пухом покрытые почки,
Словно тут на ветвях ангелочки
С нами праздника светлого ждут –
В каждом доме уж создан уют!

Ветки вербы пройдут освященье,
А потом уже, как украшенье,
Долго в доме их будут хранить,
Чтоб болезнь от семьи отводить.

Слайд 10.

Учащиеся 4 класса. 1 .В старину в Вербное воскресенье каждый крестьянин шел в церковь с большим пучком вербы, где она освящалась. Этим освященным веткам придавались целебные свойства. Существовало поверье, что если в церкви, сразу после освящения, съесть почку вербы, то можно уберечь себя от болезней.

2 . Вернувшись домой, хозяин ударял пучком вербы каждого члена семьи.

То же самое кто-нибудь из членов семьи делал и с хозяином.

Потом хозяин с хозяйкой обходили с вербой хлев, остальные хозяйственные постройки, огород, поле, постукивая веточками и втыкая их в строения и землю. В Вербное воскресенье был еще обычай стегать вербными ветками скотину, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». Верили, что это добавит скоту здоровья и обережет от нечистой силы. Вербу давали съесть скоту перед первым выгоном на поле и веточки освещенной вербы клали в сараи и хлева

3 . После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели своих любимцев легкими ударами вербы, приговаривая:
"Верба хлест, бей до слез.
Не я бью, верба бьет.
Будь здоров, как верба".

4 . Придя домой надо несколько раз стегнуть своего ребенка освященной ветвью, при этом приговаривая:
Не я бью - верба бьет:
Будь большой, как верба,
А здоровый, как вода,
А богатый, как земля!

5 .Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных, а вслух сказать:
«Верба-хлёст, бей до слёз», - это прибавляет здоровья.

6 .Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка , должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость.

7 .При встрече в этот день люди обменивались не рукопожатием, а похлестываниями веточками вербы и пожеланиями крепкого здоровья на весь год.
Девушка, встретив незнакомого парня, дотрагивалась до него веточкой и спрашивала его имя – такое будет и у суженого.

8 . Во время грозы освященную вербу ставили на подоконник - верили, что это спасет дом от попадания молнии.
Люди верили, что брошенная против ветра, она останавливает бурю, выброшенная во время града на двор, - град, а брошенная в огонь, прекращает пожар.

9 . Ни в коем случае нельзя выбрасывать освященные веточки .
Освященную вербу ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы и хранили до Егорьева дня или весь год.

Стихи второклассникам.

Ветку вербы в вазочку поставлю,
У иконы я зажгу свечу.
Воскресенье Вербное прославлю
И молитовку тихонько прошепчу.
Научиться верить невозможно.
Верить постоянно - тяжкий труд.
Я молюсь за тех, кто в жизни сложной
Верят искренне и верою живут.
Старой вербой, отстоявшей год ,обметают все углы, окна, пороги, благодарят её за службу и сжигают.

Слайд 11 .

10 . Особой приметой вербной недели считались вербные базары.

Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сладостей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение – бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим»

Вербный торг Спасских ворот на Красной площади в Москве. Кустодиев С. М. 1917 г., Государственный Русский музей.

Учитель.

Верба в праздник Вербное воскресенье также помогала решать важные задачи и дела. Для этого достаточно было съесть 3 почки вербы, освещенной в церкви в Вербное воскресенье, и запить «трапезу» святой водой с мыслями о деле, в котором необходима удача. Правда, часто прибегать к помощи вербы не рекомендовалось – лишний раз беспокоить высшие силы не следовало во избежание проблем.

Верба в праздник Вербное воскресенье могла даже помочь любовных делах. Считалось, что если с самого утра в Вербное воскресенье девушка начинала думать о любимом человеке, который, к сожалению, в свою очередь, не обращал на нее внимания – то вечером он придет к ней в дом и позовет ее погулять. Возможно, исполнение желания в праздник Вербное воскресенье как-то и связано с силой вербы, но, возможно, это очередное проявление тезиса, что мысль материальна. Но, так или иначе, в Вербное воскресенье желания исполняются быстрее!

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

С вербой и Вербным воскресеньем было связано и много различных примет. Например:

Слайд 12.

«Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья» ,

«Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут» ,

Слайд 13.

Цель:

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОСПЕКТ урока по ОРКСЭ

Тема: Вербное Воскресенье.

Цель: приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций.

Задачи:

Знакомить обучающихся с обычаями и традициями русского народа, православным праздником Вербное воскресение;

Прививать интерес к духовному наследию земли русской средствами поэзии;

Воспитывать нравственные чувства и этическое сознание.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, видеоролик, раздаточный материал (приложение 1).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

l. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

ll. Вступительная беседа.

Наступила весна.

Какое дерево первое распускает почки весной? Поможет ответить

(Слайд 2)

Загадка: Ранней весною

Серые мышки в ряд

На веточке сидят.

(Верба) (Слайд 3)

Правильно, это верба.

Вот эти веточки.

У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы празднуем с вами великий церковный праздник – светлое Христово Воскресение, Пасху Господню. А за семь дней до Пасхи мы празднуем Вербное Воскресение. (Слайд 4)

Кто знает про этот праздник?

Откуда вы знаете об этом празднике?

Сегодня мы поговорим о празднике «Вербное воскресенье» (Слайд 5)

Почему его отмечают, вы узнаете в конце урока.

Целью нашего занятия будет узнать историю этого праздника.

III. Работа по теме:

История этого праздника неразрывно связана со словами Иерусалим, Спаситель, верба. (Слайд 6)

Как они могут быть связаны между собой?

Иерусалим – это древний город, столица Иудейского царства (слайд 7)

Спаситель – это Иисус Христос. (слайд 8)

Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: «Кто это?»

А вот почему здесь слово ВЕРБА мы сейчас разберёмся, (слайд 9)

У вас на столах лежит текст, прочитайте его, и обратите внимание на незнакомые слова, они у вас подчёркнуты, (слайд 10)

Вход Господень в Иерусалим.

апостолов

Мы славим это событие в тропаре праздника так:

Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

2). Вопросы по тексту:

Почему этот текст так называется?

Как же связаны слова Иерусалим, Спаситель и верба?

Какие встретились незнакомые слова?

Словарик

Апостол – ученик Иисуса Христа, избранный Им для особого проповеднического служения.

Тропарь – церковное песнопение, составленное в честь какого-либо праздника или святого.

Осанна – торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва), изначально являвшееся хвалебным возгласом, моление о помощи.

«Осанна в вышних» - это просьба о спасении, адресованная Господу.

Благословление – молитвенное пожелания успеха, счастья, долголетия человеку.

Грядый - грядущий - приближаться, приходить, неожиданно появляться.

Что означает фраза: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». (слайд 11)

«Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога посланный!»

Беседа по тексту:

Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня? (В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они были в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.)

Чем прославился Иисус Христос? (Иисус исцелял больных, кормил голодных, воскресил из мёртвых Своего друга Лазаря, совершил много чудес.)

Почему люди радовались встрече с Иисусом Христом? (Слава об Иисусе Христе постепенно распространилась на всю Палестину. Люди хотели увидеть человека, который удивлял всех своими чудотворными действиями, исцелениями людей, мудростью и пророчеством.)

Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: «написано: - Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов - а вы сделали его вертепом разбойников».
Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: « осанна Сыну Давидову

Как приветствовали его люди? (постилали перед ним свои одежды и пальмовые ветви, встречая Его словами: «Спасение! Слава Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!»

- В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.
- Почему этот праздник называется ещё и Вербным Воскресеньем? (
В Иерусалиме

встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки.)

Как официально называется этот праздник? (Этот праздник официально называется Вход Господень в Иерусалим.)

Когда отмечается этот праздник? (Отмечается он в воскресенье, которое предшествует пасхальному. Неделя после вербного воскресенья до Пасхи называется страстной.)

3). Работа с иконой Входа Господня в Иерусалим. (слайд 12)

Почему мы относим это событие к празднику? Разве Господь никогда раньше не бывал в этом городе? – Был. Он не раз посещал Иерусалим в великие праздники. Так в чём же особенность этого посещения? Почему именно оно так значимо для христиан? Вот на эти вопросы мы попытаемся найти ответы, рассматривая икону праздника .

Давайте рассмотрим икону праздника и найдём на ней Спасителя, едущего на ослике, учеников Христа, ворота города Иерусалима, людей, встречающих Господа.

Смотря на икону, расскажите, как встречают Христа люди?

Посмотрите, как много людей изображено на ней, однако взгляд сразу обращается к фигуре Христа. Мы видим Его в сопровождении учеников. Господь, сидя на молодом осле, въезжает в Иерусалим. Вот на втором плане справа видны дома и башни этого великого города. Из стен города навстречу Христу вышло великое множество народа. Эти люди очень рады Его видеть. Друг другу они передают весть о том, что недавно Господь сотворил невероятное чудо: воскресил из мертвых Лазаря, вот уже четыре дня, как погребенного. Люди приветствуют Господа пальмовыми ветвями и радостными криками: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне!» В знак особого уважения к Христу они устилают Его путь ветвями, а также своими одеждами. Посмотрите, ребята, – взгляд Христа обращен к Апостолам. Всеведущий Господь, конечно, знает о том, что совсем скоро всему этому веселью придет конец. Уже через несколько дней Его схватят стражники по приказу первосвященников и осудят на смерть, будут бить Его и убьют. И только потом, претерпев Крестные муки, на третий день после Своей смерти Господь воскреснет.

Да, Спаситель все это знает. И приближаясь к Своим Крестным страданиям, Христос думает не о Себе, а о Своих учениках. О том, чтобы хватило им мужества увидеть Его претерпевающим мучительную и позорную казнь – и не потерять своей веры в Него.

А вот ещё одна важная деталь – жест правой руки Христа. Посмотрите: Сам Господь обращен к ученикам, а рукой указывает на Иерусалим, к которому они приближаются. Господь хочет еще раз, перед вступлением в город, указать ученикам ту цель, ради которой Он на этот раз входит в столицу Иудейского царства: добровольно, по Своей воле принять Крестную смерть. Образ Креста уже присутствует на этой иконе. Посмотрите, ребята, – в центре иконы изображено дерево. Это дерево есть образ Крестного древа, которое уже готовится Спасителю. Итак, Господь грядёт на вольные страдания, на Крест. Он умерев как Человек, воскреснет как Бог. Смерть не сможет удержать Его в своих оковах, и оковы эти будут разорваны и разрушены. (слайд 15) В этом – смысл этого святого праздника – Входа Господня в Иерусалим.

Вербное воскресенье было тихим праздником, без гуляний, т.к. наступала Страстная неделя.

Вербное Воскресенье связано с вербой не просто так. Верба – это символ здоровья, силы, возрождения и красоты. Верба дезинфицирует стены нашего дома, ее кора впитывает в себя боли наши, худое дыхание.

Многие поэты посвящали свои произведения вербе.

Приметы и народные поверья:

С давних времён существовало поверье, о том, кто его коснётся, когда оно распускает почки, не будет болеть весь год.

Поэтому в Вербное воскресенье почками вербы кормили скотину, чтоб не болела, а маленьких детей шутливо стегали веточками вербы и приговаривали: «Как верба растёт, так и ты расти», а кто болеет – «Верба – хлест, бей до слёз, бьём, чтобы были здоровы». Давайте и я вам, ребята, придам здоровья, силы и красоты вот этими веточками.

5). А знаете ли вы … ?

Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов богатым.

Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.

Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли его здоровьем и красотой.

Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.

Если болит голова, то положите под повязку на голове, размятую веточку вербы. Боль пройдет.

Впрок насушенная вербная кора станет целительным лекарством.

Веточки вербы в доме хранятся до следующего года.

6). Виртуальный букет:

Но главное приношение Богу в этот день (как, впрочем, и всегда) – наши молитва, добрые дела и чистые сердца.

А что вы можете пожелать мне, друг другу, людям в преддверии Великого праздника?

Здоровья, удачи, успехов, мира, Любви, милосердия, доброты, честности, Радости.

IV. Подведение итогов:

Какая цель была поставлена нами в начале занятия?

Мы её достигли?

Что же за праздник – Вербное Воскресенье?

Что вы запомнили? Что тронуло вас более всего?

С приходом весны весь Божий мир, вся природа пробуждается ото сна. Солнышко растопило белые одежды зимы, зажурчали ручейки. Бледные луга и поля покрываются свежей травкой, и скоро, куда ни взгляни, - увидишь первые душистые цветы. Берёзовые рощи зазеленеют, за ними и дремучие леса оденутся в свой чудесный весенний наряд. А в лесу хор птиц, вернувшихся в родные края, поёт весне свои звонкие песни и славит Бога-Творца.

Наш урок я хочу закончить словами:

Ветку вербы в вазочку поставлю,

У иконы я зажгу свечу.

Воскресенье Вербное прославлю

И молитовку тихонько прошепчу.

Научиться верить невозможно.

Верить постоянно – тяжкий труд.

Я молюсь за тех, кто в жизни сложной

Верят искренне и верою живут.

Вход Господень в Иерусалим.

За несколько дней до праздника Пасхи Иисус Христос шёл с учениками в Иерусалим. Неподалёку от города они остановились. Иисус отправил двух апостолов в ближайшее селение и велел найти там молодого ослёнка, отвязать его и привести к Нему.

Они так и сделали. Иисус сел на молодого осла и на нём въехал в Иерусалим. У ворот города собралось множество народу. Все слышали, что Иисус исцелял больных, кормил голодных, воскресил из мёртвых Своего друга Лазаря, ходил по водам, совершил много чудес.

Весь город радовался встрече с Иисусом Христом. Люди приветствовали Его, махали зелёными ветками деревьев, бросали их на дорогу, устилая путь Господу.

В память о том дне христиане в южных странах приходят в храм с ветками пальмы. А мы – с ветками вербы. Потому этот праздник называется ещё и Вербным Воскресеньем.

Мы славим это событие в тропаре праздника так:

Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

С Вербным Воскресением!

С Вербным Воскресением!

Что б вам жить без бед!

Воскресенье Вербное празднует народ.

Значит, лето хлебное будет в этот год.

В этот день, как водится, чествуют Христа.

Мысли благодатные и душа чиста…

Всюду поздравления: счастья, долгих лет!

С Вербным Воскресением!

Что б вам жить без бед!


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Вербное Воскресение Вербохлест, бей до слез. Там недалечко красно яечко. Русская приговорка.

На Руси, как снег растает, и в природе - тишина. Первой верба оживает, безыскусна и нежна. Перед Пасхой, в воскресенье, в церковь с вербочкой идут, После водоосвященья окропить ее несут. И хвалебным песнопеньем, со святынею в руках Молят о благословеньи с покаянием в сердцах.

В последнее воскресенье перед Пасхой, согласно православному календарю, Господь вошел в Иерусалим. На Руси этот праздник называют Вербным воскресеньем.

Согласно Библии, В ЭТОТ день Иисус на молодом осле – символе кротости и миролюбия – торжественно въехал в ворота Иерусалима. Собравшиеся люди приветствовали его как Мессию. Они размахивали пальмовыми ветками, расстилали перед Ним свои одежды и пели. Джотто. Вход Господень в Иерусалим Вход Господень в Иерусалим. Русская икона.

В. Г. Шварц «Шествие на осляти Алексея Михайловича» 1865. На Руси в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти». После праздничной службы с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В 1697 г. обряд был упразднен.

В церквях в этот день проводятся всенощные бдения: прихожане молятся, как бы встречая Господа, держа в руках ветки вербы, цветы и горящие свечи.

В конце службы верба освящается святой водой. Считается, что верба обладает огромной целительной силой и помогает избавиться от всего плохого, что скопилось в доме за год. Освященные вербы принято хранить в доме весь год рядом с иконами.

Верба хлыст, Бей до слез. Не я бью, Верба бьёт. Будь здоров Как верба. Самым главным обычаем этого праздника является хлестание вербой своих детей старшим из семьи с определенными словами: Делалось это для того, чтобы дети были здоровыми и послушными. Вербохлест, бей до слез. Там недалечко красно яечко. Русская приговорка.